Спаситель благословляет детей основы православной культуры

личная страничка протоиерея Виктора Дорофеева

...........................................................................................................................................................................................

на главную страницу
email
контакты
страница загрузки
книги-заказ
-

Необходимость духовно - нравственного воспитания

Современная ситуация в России

О том, сколь серьезна ситуация у нас в стране, говорят многие факты.
Приведу лишь основные из них.

         В системе идеалов и ценностей явный приоритет приобретают материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижения собственного комфортного существования.

   Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный, а порой и социально опасный характер. Становится «хорошим тоном», например, приобщение к курению с юных лет или принятие наркотика перед посещением дискотеки.

         Еще одним следствием доминанты материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость.

В России с 1961 по 2005 год осуждены 70 миллионов человек. Ежегодно совершается 32 тысячи убийств и около 20 тысяч человек умирают от нанесенных им тяжелых повреждений.1 На каждые 100 тысяч совершеннолетних людей в России в среднем в год приходится 221 насильственная смерть. По этому показателю наша страна почти в два раза превышает данные идущих на втором и третьем местах Украины и Казахстана.2

«Среди подростков появились серийные убийцы. Такого практически не знала прежде судебная психиатрия».3

         Дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, таких как пьянство, курение, наркомания, токсикомания, что не может не вызывать тревоги за будущее подрастающего поколения. Увеличивается уровень нервно-психических заболеваний и детского суицида, показатели по которым в России одни из самых высоких в мире.

В последние годы наблюдается рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.4

По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия вышла на первое место в мире по самоубийствам. С 1998 года в нашей стране регистрируется 51 тысяча случаев суицида ежегодно.5

Мы вытеснили с первых строк печального «суицидного списка» шведов и японцев, традиционно считавшихся лидерами по количеству самоубийств.6

Число наркоманов в России составляет от 3 до 8 миллионов человек.7

Потребление водки в России превышает 15 л в год на человека. В соответствии со стандартом ЮНЕСКО, это предельно высокая цифра, превышение которой несет угрозу здоровью и развитию личности.8

На учете по поводу алкоголизма и алкогольных психозов состоит 2,2 млн. человек, по оценкам специалистов около 30 млн. человек в России – люди, страдающие алкоголизмом, либо злоупотребляющие спиртными напитками.9

Около 400 тысяч россиян ежегодно погибают от болезней, связанных с курением. К 12 годам первую сигарету выкуривают 30% россиян. К 15 годам каждый десятый подросток уже страдает никотиновой зависимостью. Около 30% старшеклассников и 20% старшеклассниц курят регулярно.10

         Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для распространения опасных и разрушительных форм оккультизма и сектантства, что также способствует увеличению уровня нервно-психических отклонений и ухудшению физического здоровья.

В настоящее время число вовлеченных в деструктивные религиозные организации достигает одного миллиона человек. И семьдесят процентов из них – молодежь.11

Министерством образования Российской Федерации в органы управления образованием субъектов РФ было разослано письмо с аналитической информацией правоохранительных органов РФ о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений.12 В письме, в частности говорится: «Поступающие в правоохранительные органы Российской Федерации материалы свидетельствуют об активной деятельности на территории России нетрадиционных религиозных объединений, наносящих ущерб личности, российскому обществу, государству».

«По мнению экспертов, деятельность зарубежных сект в сфере образования ведет к размыву национального сознания, снижению уровня сопротивляемости негативному воздействию со стороны деструктивных религиозных организаций, возможным психическим отклонениям у молодых российских граждан, попавших под их влияние». В письме называется и общее число таких сект – около семисот.

         Снизились показатели жизни в области психического здоровья россиян.

Число состоящих на учете больных психическими расстройствами и расстройствами поведения составляет почти 2 млн. человек, примерно стольким же оказывается консультативно-лечебная помощь по поводу психических расстройств.13

По данным социологов, сегодня в консультации психолога нуждается половина жителей нашей столицы. Замдиректора московской службы психологической помощи населению Валерий Шатило: «Лет десять назад в необходимости психологической помощи признались бы от силы 15%. Уровень и количество проблем, с которыми сталкиваются москвичи, вышли «за пределы индивидуальной допустимости». То есть решить их традиционными «посиделками на кухне» или «рюмкой-другой» уже не удается, нужна помощь извне».14

         Снизились показатели качества жизни современных детей в области психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к окружающему миру, психо-эмоциональное благополучие, оптимистическая картина мира.

Согласно исследованиям Института социологии РАН, у большой группы детей сложные, противоречивые «картины мира».

 Доктор социологических наук Тамара Адамьянц: «У пяти процентов они («картины мира») оказались абсолютно негативными: эти дети недружелюбны по отношению к сверстникам другой национальности или другого вероисповедания. Окружающий мир кажется им плохим, злым, неласковым. В игровых ситуациях им предпочтительнее роль агрессивного персонажа, например тигра Шерхана из сказки про Маугли или киллера из компьютерной игры. В реальной жизни они, по собственному признанию, часто дерутся, причем это им нравится. Такие дети могут стать потенциальными инициаторами асоциальных явлений в своей взрослой жизни. Еще у 13,6 процента детей «картины мира» также вызывают тревогу. У нас нет уверенности, что из них вырастут гармонично развитые, позитивно настроенные люди. Более чем у 30 процентов детей – смешанные реакции, грубо говоря, у них в голове каша. Ситуация усугубляется тем, что современная информационная среда, в которой находятся дети, которая окружает их, как вода в океане, вносит сумятицу в их представления о мире и о своем месте в нем. Дети постоянно сталкиваются с суперсуществами из иных миров – нелюдьми: мутантами, роботами, пришельцами – и в результате не отдают себе отчета в том, что они-то сами – люди. Сегодня многие дети хотят походить на Гарри Поттера, пойти в школу волшебства».15

В России растет число инвалидов: в 1993 году их было 5 миллионов, в 2000 – 10 миллионов, в 2003 – 12,4 миллиона.16

         Происходит искажение нравственного сознания. Растущая в обществе либерализация половой морали, легкодоступная порнография, «половое просвещение» приводят к общей деморализации детей и сексуализации их сознания, формируют внесупружеские и антиродительские установки, что привело к фактическому разрушению семейных отношений.

В настоящее время в России на каждую 1000 браков приходится 800 разводов. Детей становится все меньше.

На начало 2003 года в России было 30,5 миллиона детей до 18 лет, 21,3% всего населения, а на начало 2002 года – 32,8 миллиона, то есть за год количество детей уменьшилось на 2,3 миллиона. С 1992 года потери детей – почти 13,85 миллионов. При этом население России с 1992 года по 2002 год сократилось на 5,2 миллиона, а детей за этот период стало меньше на 11,5 миллионов!

За десять последних лет около 4 миллионов детей родились в России вне брака.

Сирот по официальной статистике 700851 – больше, чем после второй мировой войны. Если еще учесть забытых или полузабытых родственниками детей (в стране 1399 школ для умственно отсталых, 126 школ и 16 993 класса для детей с задержкой психического развития, 152 дома-интерната для детей инвалидов), цифра существенно возрастает.

Растет число бездетных семей, семьи становятся малочисленными; 65% родителей ограничиваются одним ребенком, 28% - двумя и лишь у 7% растут трое и больше малышей.

50 тысяч детей ежегодно убегают из дома.

Между двумя переписями населения (1989 и 2002 годов) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке, на столько же разведенных.

В последнее время в стране расторгается 800 тысяч браков (в 1989 году расторгнуто 583 тысячи), в результате около 400 тысяч несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей.17

4% россиянок оставляют детей в роддомах.18

              Искажение нравственных форм поведения ведет к увеличению венерических заболеваний и таких «болезней века», как СПИД, распространение которого приобретает угрожающие размеры.

По неофициальным данным в России порядка одного миллиона человек являются ВИЧ инфицированными или больными СПИДом.19

Число абортов в России превышает число родов. В 2004 году было зарегистрировано 1,5 миллионов родов и 1,6 миллионов абортов. Эта цифра не учитывает массу неучтенных абортов, сделанных в частных структурах.

10% российских девочек начинают вести половую жизнь до 14 лет, 20% абортов делаются несовершеннолетними. 20

Абсолютно здоровыми можно назвать только пять процентов студентов и школьников России. Состояние здоровья 65% оценивается как неудовлетворительное, а еще у 30% его можно считать средним.21

В целом ситуацию можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис общества в целом и детско-молодежной среды в частности, приводящий к пагубным последствиям в области духовного и физического здоровья россиян.

Особую тревогу вызывает то, что большинство из указанных негативных тенденций не меняется в положительную сторону.

Что нас ждет в будущем?

Названные выше и другие факторы не только омрачают жизнь россиян, но и приводят к существенной убыли населения. Демографическую ситуацию в настоящее время можно охарактеризовать как катастрофическую.16

Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН был составлен прогноз «Население России через 100 лет». Учитывались возможные изменения рождаемости, продолжительности жизни и миграции. Вот что получилось. С вероятностью в 60% в 2050 году в России будет от 86 до 112 миллионов человек (сейчас – 144).22

Близкие к этому прогнозу цифры приведены и в докладе Организаций Объединенных наций «О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации». Согласно пессимистическому прогнозу экспертов, численность населения в РФ в 2050 году составит 96 миллионов человек, по оптимистическому 113 миллионов.23 Примерно такие же цифры дает и директор Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук Наталья Римашевская: общее население страны в 2050 году вряд ли превысит 100 миллионов, при этом количество маленьких россиян будет стремительно сокращаться с 30,5 миллиона в 2003 году до 10 миллионов в 2050 году.24

В 2100 году, согласно прогнозу центра демографии и экологии, в России будет  от 40 до 91 миллиона. Разброс цифр связан с тем, что для рождаемости, продолжительности жизни и миграции брались два варианта изменения их числовых параметров – высокий и низкий. Например, при низком прогнозе снижение рождаемости после 2010 года не предполагается, а продолжительность жизни в конце XXI века у мужчин будет 57 лет, а у женщин – 71,5 – чуть ниже, чем сейчас. При высоком прогнозе на каждую женщину будет к концу XXI века приходиться в среднем 2,5 рождений. Продолжительность жизни у мужчин – 87 лет, у женщин – более 95. Прогноз, очевидно, видно назвать не столько высоким, сколько слишком оптимистичным.

Просчитывался еще и вариант, в котором предполагалось, что численность населения меняться не будет. И этот вариант возможен, но в таком случае в стране в 2050 году с вероятностью в 60% будет от 26 до 44% мигрантов.22

Так что же будет дальше? Очевидно, что даже при очень высоких цифрах прогнозов будущее не внушает оптимизма.

Причины кризиса

Очевидно, причин существующего кризиса немало – экономические, исторические, социальные и другие. Однако все более очевидным становится и тот факт, что все вместе взятые причины не могли столь радикально негативно воздействовать на общество. Например, низкую рождаемость нередко связывают с низким материальным уровнем семей. А если его повысить, возрастет ли рождаемость? Опыт европейским стран с высоким уровнем жизни показывает, что экономическое благосостояние не решает этой проблемы: рождаемость там крайне низкая. Состояние семейных отношений тоже нельзя назвать благополучным. В столице Швеции Стокгольме, например, 60% мужчин никогда не были женаты.25

Очевидно, существует другая фундаментальная причина, не учитываемая при анализе современного состояния российского общества – это духовно-нравственный кризис самого человека.

Это он сейчас не хочет быть защитником Родины, это он не может, а порой не хочет иметь семью и воспитывать детей, это он не хочет честно трудиться, это он заражен тяжкими пороками – наркоманией, пьянством, озлобленностью.

Что же случилось с человеком? Какова причина этих негативных явлений с духовной точки зрения?

Очевидно, что главная причина – ненормальное, болезненное состояние души. В чем это выражается? Без особенных углубленных рассуждений понятно, что в здоровом состоянии души у человека светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творческого  труда и т.д. Христианство дает еще и более высокую планку духовному человеку – любовь не только к Богу и ближним, но и любовь к врагам.

Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радости бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями. Проиллюстрируем это рассказом бывшего наркомана.

«Начал я употреблять наркотики в 10-м классе. У меня были депрессии, я не видел смысла жизни и готов был к самоубийству. Такие же настроения были и среди моих друзей. Жизнь представлялась мне совершенно не интересной. Хотелось ее чем-то заполнить. Я и сам пытался покончить с  собой, и друзья мои также пытались это сделать. И потому перешагнуть внутренний барьер от трезвой жизни до того, чтобы вводить наркотики в вену произошел очень просто: жизнь включает в себя наркотики как способ уйти в какой-то иной духовный мир…»

Очевидно, что если душа молодого человека будет находиться в таком состоянии, то малоэффективны, а то и вовсе бесполезны будут лучшие антинаркотические программы. И даже если человек и не станет наркоманом, вряд ли он станет хорошим защитником Родины, семьянином, гражданином. Если теряет человек смысл жизни, радость бытия, теряется и всякий интерес не только к созидательному труду, но и к самой жизни. Приведу еще один пример. Одна женщина после двадцатипятилетней разлуки встречает свою одноклассницу, которая в детстве была «заводилой, честной, справедливой, гордой и никогда не давала в обиду слабых». После длительной беседы выяснилось ее положение: «Живет она сейчас в районном поселке, работает, имеет свой большой дом, машину, сама водит ее. Дочери уже взрослые. Все в доме есть – а она не хочет жить! Говорит, что устала от всего. Интересная женщина 50 лет, блондинка, ухоженная, в доме чистота, девочки у нее воспитанные, умницы… Я ей говорила о детях, а она в ответ: старшая работает, все, что могла я для нее сделала, теперь пусть сама по жизни идет. А младшая поймет со временем. Ей осталось немного учиться, получает стипендию, работой будет обеспечена. Ведь подруга моя уже все решила: уйдет из жизни!»26

О том, что духовно-нравственный, демографический кризис обусловлен в первую очередь духовными причинами, давно говорят иерархи Православной Церкви:

«Демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой. По существу, сегодня мы уже встали перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству. Такая ситуация обусловлена прежде всего духовными недугами: эгоизмом, торжествующим культом потребления, безудержным стремлением к получению жизненных благ». Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.27

«…Члены Освященного Архиерейского Собора, рассмотрев остро стоящие сегодня вопросы демографии, констатируют: народы наших стран переживают сегодня демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении их численности. Мы убеждены, что такая ситуация обусловлена не только экономическими, но и прежде всего – духовными причинами».28

         Об этом говорят и представители государственной власти. Приведу цитату из выступления на Международных Рождественских образовательных чтениях в то время генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова: «В своей горькой прокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией. Как только в человеке исчезает духовность, как только его съедает своекорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления. …

        Не мной сказано: «если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем может поддерживать только полицейский. Но и сам полицейский появляется не из пробирки. Он плоть от плоти представитель того самого общества, у которого нет понятия греха и совести. Отсюда и «оборотни», мздоимство, злоупотребления и другие прегрешения»29

К выводу о том, что корни существующего кризиса лежат в духовно-нравственной сфере, приходят и современные ученые. Вот что об этом говорит доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор Российской медицинской академии, действительный член РАЕН, эксперт Госдумы Игорь Алексеевич Гундаров:

«…С начала девяностых годов смертность выросла почти в полтора раза. Причина эпидемии, которая бушует над страной…, непонятна. Ни один из известных социально-экономических, материальных факторов при тщательном, подчеркиваю, научном серьезном количественном анализе не в состоянии объяснить и одной десятой той трагедии, которую мы испытываем. И мы были вынуждены тогда, как бы наступив на свою гордость, обратиться к чтению церковных книг, богословских трудов…» По словам ученого, там было обнаружено колоссальное количество данных по социальной психологии, психологии, которые приводят к выводу пагубности греха.30

В одном из интервью Гундаров рассматривает основные факторы, влияющие на демографическую ситуацию, и показывает, что они не имеют существенного влияния на столь высокую скорость вымирания нации, при этом «изучая связи между динамикой нравственного падения общества и смертностью, … обнаружили: все, что прежде было невозможно объяснить, на 60-85% измеряется и объясняется уровнем духовного неблагополучия. По нашим подсчетам, в процессе депопуляции на экономические факторы приходится примерно 30%, а на духовные – 70%».31

Очевидно, что в сложившейся ситуации духовно-нравственное воспитание детей, подростков, молодежи приобретает чрезвычайную значимость. Без решения этой проблемы любые позитивные шаги по преодолению существующего кризиса не дадут значительных результатов. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности России.

Возможно ли изменение ситуации в лучшую сторону?

Духовно опустошенное состояние души – это не фатальная неизбежность. В детстве каждый из нас ощущал чистую радость бытия, ощущение любви ко всему миру, радость познания окружающего мира. Это свойства чистой, неизгаженной страстями и грязью мира сего души. Но приходит время – и душа, как правило, приходит в другое состояние – от потери радости бытия и любви до потери человеческих качеств и демонического озлобления на всех и на все.

Вот взгляд на мир одного из популярных актеров нашего времени: «Человечество – это сборище циников и лицемеров, это большое стадо зверей, среди которых в редком случае попадаются исключения. Достоевский, Шаляпин, Гомер, Ломоносов… Остальные – дикая, нецивилизованная, завистливая, жадная, хищная масса».32

Замечено, что иногда матери преступников, вопреки очевидной логике, оправдывают своих детей, на совести которых порой не одно тяжкое преступление. И дело тут не только в слепой материнской любви. Каждая мать видела своего ребенка в детстве и она знает, что это и есть ее ребенок, только с ним произошла какая-то трагедия – в душу вошло нечто ей не свойственное, не присущее нашей природе. Поэтому хоть ее сын и совершил преступление, он – лишь жертва трагедии, разыгравшейся в его душе. И это в самом деле так. С возрастом душа все больше и больше погружается в тину страстей и пороков.

Является ли такое изменение души естественным следствием взросления человека, его жизни в этом мире? Конечно, нет.

В истории немало примеров, когда люди не только сохранили в своей душе детскую чистоту, любовь, радость бытия, но и столь преумножили в себе эти качества, что их жизнеописания порой кажутся фантастическими.

Например, один из наших величайших святых, преподобный Серафим Саровский, будучи еще достаточно молодым монахом, сожалел о том, что человек не может обходиться без сна – столь радостно было для него служить Богу и людям. Позже, через десятки лет подвижнической жизни, когда к нему за советом и благословением стали приходить тысячи людей, он всех встречал с неизменной радостью и любовью: «Радость моя, Христос Воскресе!»

Очевидно, любовь и радость бытия – один из главных стимулов для рождения и воспитания детей. Одна многодетная мама, наша современница, рассказывала: «Родился первый ребенок – как свеча зажглась, в семье стало светлее и теплее. Родился следующий ребенок – и эта свеча не погасла, и другая зажглась. Так с каждым ребенком в доме умножается свет, тепло, радость, любовь…»

Это простая разгадка того, почему родители многодетных семей берут на себя столь нелегкий крест воспитания многих детей. Причем этот крест, по всей видимости, бывает близок к пределу физических сил человека. В районном центре Саракташ Оренбургской области, например, протоиерей Николай и его матушка Галина Стремские воспитывают 60 приемных детей, взятых из детских домов многих городов России.

Таким образом состояние души – это следствие мировоззрения человека, его образа жизни, его духовной работы над собой.

В настоящее время в среднем для мировоззрения человека характерна направленность на чисто земные цели, для образа жизни – подчиненность его земным удовольствиям и комфорту. И одно и другое ведет к постепенному опустошению души.

Какой выход из сложившейся ситуации?

Очевидно, единственно возможный путь, который дает возможность принципиально изменить ситуацию в стране – это разработка и внедрение системы духовно-нравственного воспитания.

То, что у нас этому нет альтернативы, достаточно ясно и без научных прогнозов:

«…В демографии уже есть понятие «русский крест»: пересечение падающей вниз кривой рождаемости с ползущей вверх кривой смертности. Атеисты во всем мире доказывают, что они – тупиковая ветвь эволюции. Они же размножаться не умеют! В неверующих семьях лишь по 1,2 ребенка на семью (для воспроизводства популяции нужно минимум 2,3). Ну, значит, и вымрут они, как мамонты. Многодетны сегодня семьи безответственных алкоголиков (ну, не в них же полагать будущее России!) и религиозные семьи.

Оттого именно математически очевидно: не будет религиозной мотивации, религиозного благоговения перед зачатой жизнью – и не будет России.» (Диакон Андрей Кураев)33

Появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие российского государства происходило под сенью Православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».

За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.

Православная вера, как любящая мать, во времена смут и нестроений всегда была со своим народом, благословляя на подвиг во имя Отечества, вдохновляя и поддерживая людей в трудную минуту. Так было в XVI веке, когда молитвенник Земли русской преподобный Сергий Радонежский благословил русских воинов во главе с благоверным князем Димитрием на бой с монголо-татарами. Так было и во времена нашествия немецких рыцарей и славных побед благоверного князя Александра Невского, во времена великой смуты и нашествия поляков и литовцев. В период лихолетий XX века вера Православная поддерживала народ в годы революционных бурь, обличая устами Патриарха Тихона большевистский террор и беззакония, благословляла своих верных сынов на борьбу с оккупантами, на подвиг и труд в годы Великой Отечественной войны, помогая не только молитвой, но и построенными на пожертвования православных  мирян танками и самолетами. Не оставляла она своих чад и в годы губительных перестроек.

В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к Православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение душевно здорового русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Вера Православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она – открытая Богом истина и высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера Православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.

Кроме того, большинство нашего населения связывает свое мировоззрение с Православием. В этом отношении интересно проанализировать имеющиеся статистические данные. Цифры, приводимые в СМИ и другими источниками информации достаточно разные. Например, в результате опроса, проведенного в конце апреля 2004 года Фондом «Общественное мнение» получены такие результаты: к православным себя относят 58% россиян, приверженцев других религий чуть более 10%, неверующих – около 30%.34

Ректор Московского Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне университета) протоиерей Владимир Воробьев, приводит другие цифры. По результатам опросов Администрации Президента во многих городах Центрального федерального округа симпатизируют Православию более 90% населения.35

В 1995-1997 годах по одной методике в Финляндии, России, Эстонии и Бельгии проводилось сравнительное исследование «Здоровье подростков и окружающая среда». Отбор городов и учебных заведений был многоступенчатым с применением квотной и случайной выборки. Результаты исследования по методике Института социологии РАН следующие: ни к какому вероисповеданию себя отнесли менее 1 % опрашиваемых, к Православию – 89,7%.36

В Ногинском районе Московской области в конце 2002 года проводился опрос среди родителей учащихся общеобразовательных школ и старшеклассников. Получены следующие результаты:

- родители (опрошено около 4,4 тысяч человек) – 90,6% православные, в Бога не верят 1,6%;
- старшеклассники (около 800 человек) – православные 84,6%, в Бога не верят 4,2%.

Почему же столь разнятся данные? По этому поводу есть разъяснения сотрудника Института социологии Российской Академии наук З.И.Пейковой, участвовавшей в реализации упомянутого выше проекта «Здоровье подростков и окружающая среда»:

«…В России нет официальных данных Госкомстата о количестве верующих той или иной религий, есть только данные социологических исследований. Они, в зависимости от особенностей методики каждого опроса, дают несопоставимые, а нередко даже противоречивые результаты, касающиеся религиозной принадлежности населения. Поэтому для выяснения того, к какому вероисповеданию принадлежит подавляющее большинство населения России, необходимо кратко остановиться на особенностях социологических информации.

…Так, если респондентам задается два вопроса в одном – «Считаете ли Вы себя религиозным человеком? Если да, то какую из религий Вы исповедуете?» (методика Всероссийского центра изучения общественного мнения) – то около 40% населения не отнесут себя к религиозным людям и тем самым будут лишены возможности заявить о своей конфессиональной принадлежности. Из оставшихся 60%, считающих себя религиозными людьми, к православию себя обычно относят 49-56%, к исламу – 3-8%, ко всем остальным многочисленным религиям – 1-2%. Но, как известно социологам, для чистоты получаемой информации не рекомендуется задавать сразу два вопроса. Если следовать этому методическому правилу и задать вопрос по-иному – «К какому вероисповеданию Вы принадлежите?» (методика Института социологии РАН) – то ни к какому вероисповеданию себя не отнесут менее 1%. Остальные респонденты в подавляющем большинстве относят себя к православию – 89,7% как это было в декабре 1998 года. Из остальных религий на втором месте стоит ислам, к которому себя относят 5,3% населения, 1,0% относит себя к католицизму, 0,4% - к буддизму, 0, 2% – к баптизму, столько же – к иудаизму. Ко всем оставшимся вероисповеданиям, число которых по официальным данным Министерства юстиции доходит до 50, относят себя 2,5% населения России».36 

Таким образом, прежде чем принимать на веру цифры социологических опросов, очевидно, необходимо все же поинтересоваться как велся опрос и кого опрашивали – от этого, несомненно, тоже в значительной степени будет зависеть результат. В любом случае и приведенных данных вполне достаточно для того, чтобы однозначно сказать – Россия была и является страной Православной, это подтверждают и социологи. Об этом красноречиво свидетельствуют выводы упомянутого выше исследования «Здоровье подростков и окружающая среда»:

«…При анализе результатов исследования мы столкнулись с очень интересными данными о религиозности молодых людей… При этом некоторые особенности современной русской религиозности таковы, что напрашивается сравнение с широко известными классическими описаниями русского нравственно-религиозного типа прошлых времен, вплоть до буквального их совпадения. Столь четкие параллели между прошлым и настоящим кажутся неожиданными, так как стало привычным полагать, что в нашей стране имело место очевидное искоренение русских национально-религиозных традиций. Приведенные ниже данные свидетельствуют о том, что подобное утверждение неверно. В советское время имело место не глубинное искоренение религиозно-нравственных традиций, а гораздо более поверхностное искусственное их стирание. Так, за 70 лет в нашей стране до некоторой степени удалось лишить людей знания об основах веры, о нормах православного стиля жизни и тем самым дезориентировать их в поведенческом и догматического аспектах. Но, несмотря на все это, нарождающиеся поколения демонстрируют наличие ничуть не утраченных национально-нравственных качеств и признают себя в большинстве своем православными. А потому, отложив в сторону активно разрабатываемые сегодня теории об утрате нашими народом национальной, религиозной и проч. идентичности, следует признать рост его национального самосознания и стойкое существование устойчивого русского этно-религиозного типа, сохранившегося и передающегося молодым поколениям».36  

Осознание исключительной роли Православной веры в жизни россиян и необходимость обращения к богатому духовному опыту Православия осознается уже на самом высоком уровне. 9 сентября 2005 года Президент России Владимир Путин совершил паломническую поездку на Святую Гору Афон, где в ответ на приветственное слово, в частности, сказал:

«…Россия – самая большая православная держава…», «…в России со 145-миллионным населением подавляющее большинство – это христиане, поэтому для нас возрождение России неразрывно связано прежде всего с духовным возрождением».37 

Основательны ли аргументы противников введения курса ОПК в школах?

Одним из значимых шагов в сфере духовно-нравственного воспитания является введение предмета «Основы православной культуры» (ОПК) в общеобразовательных учебных заведениях.

Конечно, сразу возникают возражения. Первое из них – у нас не должно быть господствующей идеологии. Это несомненно так. Хотя это требование у нас сейчас в сфере образования не выполняется. Фактически преподавание в общеобразовательных учебных заведениях у нас ведется на основе материалистической идеологии. Почему, например, безальтернативно преподается теория эволюции? В настоящее время появляется все больше научных фактов камня на камне не оставляющих на этой гипотезе происхождения мира. В одной трети американских школ эта теория вообще не преподается.38 Материализм – это вера, исповедуемая в России лишь небольшой группой лиц. Почему эта вера положена в основу образовательного процесса в наших школах? Почему дети тщательно изучают устройство червей и химические формулы и не знают во что верили их благочестивые предки, за какую веру шли в бой наши герои – воины? Очевидно, дети должны знать разные точки зрения и, в первую очередь, традиционного для России мировоззрения православного.

Столь же несостоятельна ссылка на то, что наша страна многонациональная.

Перепись 2002 года показала, что у нас в стране проживает более 160 национальностей39 и в этом отношении России действительно одно из самых многонациональных государств в мире.

Однако в соответствии с международным правом государство считается многонациональным в том случае, если титульная нация составляет менее 67%. В России же русских 80%.39

Поэтому мы, согласно международному праву, мононациональное государство. Больше того, Россия входит в десятку стран с самым однородным населением, обгоняя даже по показателю однородности Израиль.40

Как фактор, препятствующий введению курса ОПК в общеобразовательных учебных заведениях называют светский характер нашей системы образования. Это мнение – следствие путаницы, смешения понятий «светский» и «атеистический». В самом деле светскость образования вовсе не препятствует введению курса ОПК. Вот как отвечает на вопрос, отвечает ли преподавание учебного предмета «Православная культура» требованию светского характера образования, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин:

«Учебный предмет «Православная культура» представляет собой реализацию религиозно-культурологического образования как форму преподавания знаний о религии. Данный учебный предмет, являясь по форме реализации светским образованием, не предполагает и не включает в себя обучение религиозной практике и саму такую практику – проведение богослужений, религиозных обрядов или церемоний, не направлен на привлечение обучаемого в религиозное объединение.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что гарантировано как российским законодательством, так и международными актами о правах человека. Обеспечение учащимся такой возможности является обязанностью государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.

Критики введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний о религии считают, что это нарушает светскость образования, но при этом игнорируют аналогичную насчитывающую уже много десятилетний практику осуществления религиозного образования в государственных школах зарубежных демократических стран, что не нарушает установленного в этих странах светского характера образования в государственных школах.

Учащиеся средних школ большинства государств мира – США, Турции, стран Западной Европы, Израиля и т. д. – проходят уроки религиозного образования. Основанное на апелляции к принципу светскости отрицание возможности религиозного образования в государственных школах выявляет непонимание сущности демократического светского государства. В большинстве случаев, проводниками тезиса о несовместимости светскости государственных школ и преподавания религии являются либо юридически безграмотные люди, либо бывшие сотрудники идеологических структур КПСС, не понимающие, что одним из важнейших признаков демократии является учет и защита государством прав и законных интересов граждан, создание условий, способствующих удовлетворению материальных, культурных, духовных потребностей.

Толкование светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, ошибочно отождествляющее светскость с (антирелигиозным (атеистическим) или внерелигиозным характером образования, является ложным стереотипом, ведущим к дискриминации верующих граждан, составляющих значительную часть общества».41

Приведем еще мнение Президента Российской академии наук, академика Ю.С. Осипова, президента Российской академии образования, академика Н.Д. Никандрова и ректора МГУ, председателя Российского союза ректоров, академика РАН В.А. Садовничего, изложенное в коллективном письме от 21 января 1999 г. на имя Министра общего и среднего образования Российской Федерации В.М. Филиппова:

«Само по себе декларирование «светского» характера образования, так же, как и декрет об отделении школы от Церкви, по существу, означает лишь то, что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков. «Светский» не означает «атеистический», ведь основная масса христиан живет «светской» жизнью, является тружениками со светскими специальностями, а конфессиональные, например православные, гимназии дают государственные аттестаты зрелости, готовят вполне светских выпускников. Ничем не оправданное расширительное толкование ленинского декрета, а также термина «светский характер» представляет закон, как запрет на христианское знание. Отказываясь от сокровищ христианского наследия, мы сами загоняем свой народ в атеистическое гетто. Атеизм, даже не воинствующе агрессивный, не есть какое-то объективно-надрелигиозное прогрессивное знание. Он всего лишь одно из мировоззрений, выражающее взгляды отнюдь не большинства населения земного шара, притом не имеющее какого-либо научного обоснования. В стране с тысячелетней православной культурой, где даже в конце XX века, ознаменовавшегося жесточайшими гонениями на веру, больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы по-прежнему предоставлять атеистической идеологии господствующее положение в образовании и воспитании. А если учесть, что атеистическая идеология, отрицая онтологическое существование добра и зла, не способна логически непротиворечиво обосновать необходимость и обязательность морали, то тем более она не должна иметь господства в нашей гибнущей от безнравственности стране».42

«…в западноевропейских странах, на опыт которых у нас принято ссылаться как на образец демократии, религия преподается в школах в качестве обязательного предмета».43

Таким образом, светский характер образования не препятствует введению курса ОПК в государственных и муниципальных образовательных учреждениях российскому законодательству:

«Преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний о религии не противоречит законодательству Российской Федерации при условии, что такое преподавание в форме религиозно культурологического образование основано на добровольном волеизъявлении учащихся и их родителей (законных представителей)» (И.В. Понкин).41

Требование полного запрещения преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях противозаконно:

«Требования запрещения различных форм преподавания знаний о религии в содержании образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях противоречит нормам части 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но интеграция личности в национальную культуру и современное общество как раз предполагает ознакомление учащихся со своей национальной культурой – русской, татарской, еврейской, калмыцкой и пр., которые создавались на основе конкретных религий – православия, ислама, иудаизма, буддизма и т. д.» (И.В. Понкин).41

Более того, граждане имеют право требовать, чтобы их детей обучали их национальной, то есть православной культуре:

«…граждане вправе требовать, чтобы образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях было культуросообразным.

Культуросообразность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации – это адекватность содержания образования современному уровню культурного развития российского общества, культурным традициям и особенностям российского общества, направленность образования на интеграцию личности не только в мировую, но и в национальную культуру.

Сама возможность такого требования определяется нормой части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий, в соответствии с нормой части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

В пункте 6 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования установлен государственно-общественный характер управления образованием. То есть общество вправе оказывать влияние на содержание образования, в том числе требовать обеспечения его культуросообразности» (И.В. Понкин).41

Еще в качестве одного из аргументов против введения предмета «Православная культура» приводят мнение, что этот предмет по своему содержанию является обучающим религии, то есть «Законом Божиим».

«…Нет, «Закон Божий» и «Православная культура» – это совершенно разные учебные предметы, разные и по направленности, и по содержанию, и по правовым основаниям.

Учебный предмет «Закон Божий» – это обучение религии, обязательно предполагающее и включающее в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, т.е. несветский учебный предмет.

Тогда как учебный предмет «Православная культура» это светский культурологический учебный предмет, связанный не только с преподаванием знаний об основах православной христианской религии, но и представляющий более широкий комплекс знаний о культуре» (И.В. Понкин).41

Еще одно опасение противников курса – введение предмета может привести к межнациональным и межрелигиозным конфликтам среди учащихся. Лучшая проверка теоретических предположений – практика. К настоящему времени в десятках регионов накоплен немалый опыт преподавания предмета «Православная культура», который показывает на практике, что высказанные выше опасения безосновательны. Да и, собственно, почему это должно приводить к конфликтам?

Не логичнее ли предположить, что глубже узнав основы нашей и других культур, у учащихся разных национальностей и вероисповедания будет больше взаимопонимания, что приведет к уменьшению конфликтных ситуаций. Многовековая история России с ее идеалом жизни в духе христианской любви показывает, что в нашей стране легко уживались люди разных национальностей и вероисповеданий. В истории немало имен выдающихся патриотов и граждан России нерусских национальностей. Например, поэт Державин, адмирал Лазарев, князь Багратион, адмирал Нахимов, генерал Корнилов. Один из них был татарин, другой армянин, третий – грузин, четвертый – еврей, пятый – калмык.44

Думается, каждый культурный, уважающий себя человек, к какой бы вере он ни принадлежал, должен знать основы культуры страны, в которой он живет.

Один мальчик мусульманин, изучающий этот предмет, сказал по этому поводу: «Россия – это моя родина и я хочу знать о ней как можно больше».

Кроме сказанного выше, можно сослаться и на мнение лидеров некоторых конфессий по поводу введения предмета ОПК в школах.

На развязанное бесприцендентное давление на Министерство образования России в связи с направленным 22 октября 2002 года органам управления образованием субъектов Российской Федерации письмом с материалом методического характера – «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» ответили письмами на имя министра образования России заместитель председателя Центрального Духовного управления мусульман России муфтий Фарид Салман и Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Коган З.Л. Оба лидера подтвердили правильность позиции министерства и неоспоримость права граждан на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии со своими убеждениями (текст писем в приложении 2 и 3).

Кто против введения курса?

Приведем мнение действительного члена Российской академии образования (РАО), президента РАО Николая Никандрова:

«…И еще важный вопрос: кто против? Атеисты, их мнение я уважаю, но по официальной статистике, их немного*. И правозащитники. Это особая категория. Однако дело в том, что правозащитники имеют большие деньги. А это дает выход в прессу, на телевидение. Здесь совершенно явный социальный заказ».45  

С последним утверждением трудно не согласиться. Пример тому – целые бури в СМИ после выхода в свет учебника по Православной культуре А.В. Бородиной или опубликования письма Министерства образования с текстом минимума содержания образования. Нет необходимости анализировать все эти высказывания, достаточно сказать, что все судебные иски с стороны правозащитников к А.В. Бородиной были отклонены как несостоятельные.

О том, что деятельность правозащитных организаций на деле может быть далека от защиты реальных граждан, сказал и сам Президент России:

«Выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию Президент России не забыл и про неправительственные организации. Путин отметил, что в России работают около тысячи подобных организаций и объединений. «Но не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей», - считает Путин. Оказывается, для части этих организаций приоритетной стала другая задача – получение финансирования от отечественных и зарубежных фондов, а для другой части – обслуживание сомнительных коммерческих интересов. «При этом ими остаются незамеченными острейшие проблемы граждан. Когда речь идет об основополагающих правах человека, ущемлении реальных прав людей, их голоса подчас не слышно», - сказал Путин. По его мнению, ничего удивительного в этом нет: «Они не могут укусить руку, с которой кормятся».46

В заключение этого раздела приведу еще один аргумент, подтверждающий необходимость введения предмета «Православная культура».

В газете «Известия» от 31 августа 2002 года была опубликована подборка высказываний по поводу введения курса «Основы православной культуры» в школах.

Сама статья – пример явно предвзятого отношения к теме. Совершенно понятно, что отзывы можно найти любые, вопрос в том, кого спрашивать и что публиковать. В статье все отзывы мирян, а их 21, отрицательные. Проведенное в примерно это же время анкетирование в Ногинском районе (было опрошено чуть менее 5.000 родителей) дает 87,7% поддерживающих введение предмета. А по словам составителей подборки у них из 207 полученных писем практически все авторы против введения курса. Единственный положительный отзыв в подборке – православного архиерея. Чем же не устраивает читателей «Известий» введение курса православной культуры? Приведу лишь одно мнение:

«…Представим себе: проект обязательного религиозного воспитания в российских школах успешно внедрен! Что будет собой представлять через поколение Россия?

Хранительница святынь с ублюдочной трубопроводной экономикой? (У руля, конечно же, будут стоять правильные, «православные» пацаны.) «Настоящие» страны нам за нефть-газ дадут машины, самолеты, компьютеры, будут в космос пускать проветриться. Как экскурсантов!

А может, и не совсем так. Платкасто-бородастая истерика, вызванная нашей поистине космической гордыней, иссякнет естественным образом. И останется немереное пространство без современных городов и поселков».47

Само высказывание по своей нелепости не требует специального комментария.

Жаль лишь, что наша бедная россиянка, написавшая эти строки и выросшая на земле блистательнейших военачальников и благочестивейших христиан святого Димитрия Донского, святого Феодора Ушакова, Суворова, величайших и глубоко верующих ученых – Д.И. Менделеева, академиков И.П. Павлова, В.И. Вернадского, живущая среди наших именитых православных современников (см. ниже «открытое письмо»), все еще никак не расстанется с баснями времен развитого социализма про бабушкины платочки. Очевидно, такой категории людей в первую очередь было бы полезно познакомиться с нашим богатейшим культурным наследием, чтобы не позорить себя откровенными несуразицами.

Есть ли потребность в изучении курса?

То, что потребность в изучении курса существует, засвидетельствовано в выпущенном Министерством образования Примерном содержании образования по предмету «Православная культура» (приложение к письму Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16):

«…Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания»...

Далее говорится, что в обществе есть интерес к изучению предмета:

«Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение Православной культуры в системе светского образования…»

Еще одним убедительным свидетельством существующей потребности введения курса православия в школах является написанное в 2002 году «Открытое письмо» Президенту Владимиру Путину. Его подписали 38.000 человек из многих регионов России. Среди подписавшихся академики Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО), Российской академии медицинских наук (РАМН). Под письмом – более двухсот подписей докторов наук, более двух с половиной тысяч – педагогов… Здесь представители самых разных специальностей: филологи, историки, философы, физики, математики, религиоведы, культурологи, ректоры, деканы, заведующие кафедрами, отделами, лабораториями, писатели, народные художники, народные артисты, почетные граждане российских городов…45   

И главный критерий востребованности предмета – мнения на местах. К настоящему времени опыт уже десятков регионов показывает, что подавляющее большинство и учащихся, и родителей положительно оценивают инициативу введения предмета «Православная культура» в общеобразовательных учебных заведениях и желают, чтобы преподавание предмета велось и в дальнейшем.

Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий так описывает положение дел в Курской области, где предмет «Основы Православной культуры» ведется уже много лет (выступление на X Рождественских образовательных чтениях 2002 года):

«…Конечно, у нас есть и противники такого просвещения… В этой связи хочу сослаться на результаты общественного опроса, который традиционно проводится среди детей и родителей, преподавателей православной культуры, директоров школ по итогам изучения православной культуры. В этом году опросили 310 директоров, 210 преподавателей, 2740 детей и 2008 родителей. На вопрос: «Считаете ли нужным изучение православной культуры?» – 93% родителей ответили «Да». И только два процента написали «Не знаю». На вопрос: «Сколько лет должно продолжаться обучение православной культуры?» – около 80% родителей высказались за постоянное изучение, остальные предложили разные сроки, только 11 человек, то есть менее полупроцента, не назвали точного срока. Фактически даже 5% противников изучения Православия считают, что в какой-то мере изучение этого курса необходимо. Так почему же Министерство образования России не может официально разрешить преподавание Основ православной культуры и встречи священников со школьниками и  учениками? Разве мы не должны считаться с этими данными, с мнением подавляющего большинства людей? Нередко слышишь: «Детям это неинтересно». Опять сошлюсь на анкетный опрос: только пять из 2740 детей не дали ответ на вопрос: «Сколько лет должно продолжать изучение православной культуры?» Остальные дети указали на конкретные сроки, в том числе 54% высказались за то, чтобы Православие изучалось постоянно».48

 В Ногинском районе Московской области неоднократно проводились опросы учащихся и их родителей. Самый масштабный из них был проведен осенью 2003 года. В нем участвовали 15.850 родителей 14.850 детей. На вопрос, считают ли они целесообразным ознакомление детей с Православной культурой в школе, ответы родителей распределились следующим образом:

·       Да – 77,3%

·       Нет – 10,3%

·       Не знаю – 11,9%

Опрос родителей, дети которых изучают и не изучают предмет велся раздельно. В результате получилось, что родители детей, не изучающих православную культуру почти в три раза больше давали отрицательные ответы. Вывод достаточно ясен. Отрицательное отношение к предмету во многом связано с неинформированностью родителей.

На вопрос детям, желают ли они изучать этот предмет, ответили так:

·       Да – 77,9%

·       Нет – 10,4%

·       Не знаю – 11,7%

Если учесть, что в настоящее время у детей понижен потенциал интереса к получению знаний (что, например, они ответили бы, на вопрос, хотят ли они изучать историю или химию?), очевидно, что интерес к изучению предмета достаточно высок.

Среди вопросов старшеклассникам был и такой: «Повлияли ли уроки ОПК на твое понимание жизни, отношение к людям? Если повлияли, то как?» (Опрос 1999 года): Около 58% ответов – повлияли в лучшую сторону.

Вот некоторые из ответов:

«Появилась вера в будущее».

«Хочется желать людям добра, счастья, любви».

«Лучше ориентируясь в жизни».

«Понял, что надо учиться понимать людей, помогать им».

И еще отзыв десятиклассницы на урок, проведенный семинаристом:

«…Тема «Избрание Владимиром христианской веры» показалась мне интересной… Размышления о высоком заставили оглянуться на себя и других. Я считаю, что такие уроки нужны, ведь они заставляют задумываться над смыслом своей жизни. Эти беседы наполняют светом темные уголки души…» (2000 год, Кудаева Ирина, 10 «А» шк. № 10).

Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить шаги по реализации наработанных позитивных предложений в этой сфере.

Список ссылок на литературу

1.     «Российская газета». 5.1.2005, с.6.

2.     Газета «Волхонка» 22.11.03.

3.     Д.А. Авдеев. Из дневника православного психиатра. «Русский Хронограф», М., 1999, с.130.

4.     «Известия-Наука» от 17.04.04.

5.     «Волхонка» 24.07.03.

6.     «Волхонка» 22.11.03.

7.     http://newsru.com 15.6.2005. Данные приведены начальником управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики федеральной службы наркоконтроля Борисом Целинским.

8.     «Волхонка» 15.12.02.

9.     Газета «ЛДПР» № 5/2004, по www.ldpr.ru

10.           http://newsru.com  31.05.2005

11.           «Волхонка» 18.11.03.

12.           Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.07.2000 № 549/28-16. Полный текст письма приведен в приложении № 1.

13.           Газета «ЛДПР» № 5/2004, по www.ldpr.ru

14.           http/www.izvestia.ru/health/article71988 20.04.04

15.           О. Тимофеева. «Роботы, мутанты и даже Гарри Поттер не смогут воспитать в ребенке личность» (www.INAUKA.RU)

16.            «Церковный вестник» № 8, апрель 2003 года. Цифры обнародованы на круглом столе «Демографическая катастрофа в России и проблемы ее преодоления», прошедшем 17 апреля 2003 года в Государственной Думе.

17.           http/www.izvestia.ru/community/article115358 21.05.04      http/www.izvestia.ru/community/article129590 01.06.04

18.           «Известия» 01.12.03.

19.           http://pravoslavie.ru  2.12.2004. Данные приведены председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым.

20.           http://newsru.com  23.8.2005. Данные приведены руководителем Научного центра акушерства, гинекологии, перинатологии РАМН, главным акушером-гинекологом России Владимиром Кулаковым.

21.           http://www.vesti-rtr.ru 07.4.2004. Данные приведены директором Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Александром Разумовым.

22.           http://www.polit.ru/research/demoscope/2004/03/30/ demoscope 151.html  30.3.2004.

23.           «Волхонка» 02.12.03.

24.           «Волхонка» 10.08.04.

25.           Газета «Родное Подмосковье». Специальный выпуск. Декабрь 1999 года.

26.           Газета «Моя семья» № 42, ноябрь 2003 года.

27.           «Волхонка» 28.06.05.

28.           «Православная Москва» № 20, октябрь 2004 года.

29.           Московские Рождественские образовательные чтения 2006 года.

30.           Видеокассета «Кто качает колыбель». Автор В.И. Матвеева.

31.           Журнал «Русский дом» № 12, 2003 год.

32.           «Волхонка» 26.20.04. Слова актера и певца Михаила Боярского.

33.           Газета «Советник Президента»  № 29, 2005 год

34.           Газета «Воскресная школа» № 19 20-29 мая 2004 года.

35.           «Парламентская газета» 30.01.2003 года.

36.           З.И. Пейкова. Духовный портрет русской молодежи. Газета «Радонеж» № 1-2, 2001 год.

37.           «Церковный вестник» № 18 (319) сентябрь, 2005 год.

38.           http://grani.ru/society/p.6242.html 22.06.2004.

39.            «Радонеж» 9, 03.

40.           «Русский вестник», № 14.03.

41.           И.В Понкин. «Правовые основания преподавания православной культуры в государственных учреждениях в вопросах и ответах» (В сборнике «Православная культура и современное образование». Иркутск, 2003). Полный текст дается в приложении № 2. 

42.           Кто и чем заполняет образовавшийся вакуум? Письмо с просьбой ввести теологию в светских вузах на имя министра общего и среднего образования РФ Владимира Филиппова // НГ– религии. 26 апреля 2000 г. № 8(54).

43.           «Церковный вестник» № 24 (277).

44.           Объединенная Российская партия «Русь». Манифест ОАО «Экспериментальная типография». М., 2003 год.

45.           «Парламентская газета» от 16.12.2002. Галина Васина «Припасть к истокам».

46.           http://grani.ru/Politiks/Russia/President/p.71212.html 15.06.2004. По словам первого заместителя начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста России Валерия Краева, 163 организации в России получают финансовую помощь от фондов Березовского. 32 организации получают ежемесячно по $5 тысяч, 31 организация – по $15 тысяч и 98 – от $7 до 10 тысяч. Сам Березовский сказал, что он поддерживал и будет поддерживать независимые от государства гражданские институты в России. В частности, он сказал, что для этих целей за время существования Фонда гражданских свобод (создан Березовским в 2000 году в Нью-Йорке) им потрачено 25 млн. долларов. Еще 3 млн. долларов переданы дому-музею Сахарова в Москве» (http://grani.ru/Events/Crime/p.69484.html 19.12.2005).

47.           «Известия» 31.08.2002 года.

48.           «Воскресная школа» № 27-28’02.


* Результаты корректных опросов – неверующих и атеистов – 10-15 %.45

Анкетирование в конце 2002 года в Ногинском районе Московской области. Из 4381опрошенных взрослых 1,6 % назвали себя атеистами, из 794 старшеклассников атеистами себя считают 4,2 %.


opkult@narod.ru
Сайт находится в стадии разработки

Hosted by uCoz