Спаситель благословляет детей основы православной культуры

личная страничка протоиерея Виктора Дорофеева

...........................................................................................................................................................................................

на главную страницу
email
контакты
страница загрузки
книги-заказ
-

О духовно-нравственном воспитании

Православное и мирское понимание духовности, нравственности, терминов, связанных с образованием и воспитанием, имеют существенные различия. Поэтому, очевидно, необходимо уточнить смысл использующейся в этой области терминологии.

В мирском языке духовность обычно отождествляется с понятием невещественного начала – сознанием, в более узком смысле слова духовность однозначна с понятием мышления. То есть духовность отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объема знаний.

Воспитание – это «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду».*

Какова в этом случае роль школы? К чему должен привести педагог** учащегося?

Очевидно, что при таком понимании духовно-нравственного воспитания конечной целью учебного процесса является учащийся, усвоивший необходимые в жизни знания, навыки, умеющий жить в соответствии с общепринятыми нормами и производительно трудиться. Другими словами – это человек, приспособленный к условия земного бытия и производящий духовные и/или материальные ценности.

В настоящее время общеобразовательные учебные заведения в основном занимаются большей частью только обучением детей. Воспитание же стоит на втором плане. По крайней мере, школа с задачей воспитания явно не справляется, иначе не было бы у нас в стране многих существующих ныне негативных явлений.

Таким образом, в рамках материалистически-светского понимания образованным духовно-нравственным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.

Очевидно, что такое понимание духовности не только не полно, но и в корне неверно.

Действительно, с одной стороны, духовно-нравственный в таком понимании человек может при изменившихся внешних обстоятельствах, либо по каким-либо другим причинам изменить свои убеждения и преступить нравственные нормы, в которых он был воспитан, может весьма своеобразно их трактовать, например, нормы морали, так что они могут не только не совпадать с общепринятыми, но и могут привести к социально опасному поведению, как произошло с главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

И если даже в каких-то конкретных случаях получен достаточно явный видимый положительный результат, нельзя быть уверенным в том, что этот результат будет долговременным. Приведу два примера.

Во всех отношениях хороший молодой человек хорошо закончил школу и институт, поступил работать в преуспевающую фирму на хорошую должность с высокой зарплатой. Фирма занималась коммерческой деятельностью с ее волчьими законами конкуренции. К ужасу родственников молодой человек стал на глазах меняться – он воспринял существующую в среде фирмы систему нравственных норм и стереотипов поведения.

Другой рассказ с трагическим концом. Рассказал его человек, работающий в сфере образования. Он встретил своего приятеля – директора школы. Тот был в подавленном состоянии. За несколько дней до этого он был на похоронах бывшего выпускника их школы. Этот выпускник был гордостью школы, закончил институт и имел хорошую работу, но его погубило пристрастие к наркотикам. Смятение директора можно понять. По его словам, со своей стороны, как педагоги, они дали ему все, что могли, но, очевидно, что что-то было и упущено, не было заложено нечто такое, что дало бы ему силу не пойти на поводу страсти и не погибнуть.

С другой стороны нельзя не отнести к духовным светочам таких великих подвижников земли нашей как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, хотя они и не имели энциклопедических знаний.

Как понимается духовно-нравственное воспитание с православных позиций?

Одно из основных положений Православия – это существование в человеке бессмертной составляющей – души. Она может быть в различном состоянии – здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это – два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т.д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания (заповедей Божиих) и направленных действий (молитвы, участия в таинствах, богослужениях, доброделания) для стяжания* Божественной энергии – благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляется душа и совесть, в человеке взращиваются высшие нравственные качества.

Таким образом, с позиций Православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии – благодати – душа достигла достаточной чистоты и силы.

Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от современного значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона – «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию и этот образ в каждом человеке присутствует и неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека – раскрыть в себе образ Божий. Осуществляется эта задача собственными усилиями человека по стяжанию (усвоению) благодати. В чинах святых есть преподобные, то есть те святые, которые достигли высокого подобия Бога. В этом и есть цель воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), достигнуть высоты подобия. Задача воспитателя – создать условия для роста души, то есть:

  •    дать необходимые знания в духовно-нравственной области;
  •    дать практические навыки духовного делания;
  •    оградить от негативных влияний.

Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, а во втором – раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы. Этим и объясняется удивительная стойкость в испытаниях христианских подвижников.

Цель православного педагога гораздо выше, чем цели, ставящиеся в настоящее время в системе образования. Эта цель – привести ребенка к Богу, а это значит, дав ребенку необходимый минимум знаний в духовной области, возжечь в его сердце искорку желания добродетельной жизни, духовного совершенствования и помочь ему на этом пути. Это знали и об этом говорили христианские подвижники еще в начале нашей эры: «Практика, а не теория область педагога, не обучение, а нравственное улучшение – вот его цель; жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать перед нами».* Решение этой главной задачи, позволяет избежать многих существующих ныне негативных явлений и гораздо более эффективно решать педагогические и любые другие задачи, возникающие в жизни каждого конкретного человека и в обществе в целом.

Как задачи духовно-нравственного воспитания решались у нас на Руси? Как Русь из языческой стала Русью святой?

Одним из главных источников знания и духовного опыта на Руси были монастыри. В монастыре человек через научение, проповеди, богослужения получал знания, необходимые для духовной жизни, а сам распорядок жизни монастыря представлял прекрасную возможность для борьбы с собственными страстями и для стяжания благодати Святого Духа.

Жизнь мирского человека регламентировалась рамками заповедей Божиих, по крайней мере, если человек преступал нормы заповедей, он знал, что этим вредит собственной душе. С другой стороны, сам сложившийся распорядок жизни предполагал участие любого мирянина в таинствах, домашней и церковной молитве и т.д., через это очищалась, одухотворялась душа.

Однако в истории Руси есть и отрицательный опыт духовно-нравственного воспитания. С XVI-XVII века в образование начинает проникать схоластика, характерными чертами которой являются «знание ради знания» и мнение, что любые вопросы, включая и духовную сферу, можно разрешить человеческим интеллектом. Это привело к постепенному уклонению целей образования от духовно-нравственного становления человека к усвоению большего объема знаний, то есть становилось ценным не столько духовные качества человека, сколько его интеллект и обширность знаний. Собственный кропотливый труд по духовно-нравственному совершенствованию стал подменяться накоплением знаний. Это не могло не сказаться отрицательным образом на духовно-нравственном состоянии общества в целом. Даже в стены духовных школ проникал дух холодности к духовной жизни и неверия. Преподобный Варсонофий, один из последних оптинских старцев так описывал состояние учащихся духовных школ: «Смотрите, в семинариях духовных и академиях, какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла».

Поэтому при реализации конкретных шагов по духовно-нравственному воспитанию на основах Православия, мы должны принимать во внимание следующее:

  •    систему духовно-нравственного воспитания необходимо разрабатывать в рамках понимания и духовного опыта именно Православия, а не мирского понимания целей образования;
  •    система духовно-нравственного воспитания должна вестись с учетом существующего законодательства, современных условий жизни, мировоззрения, особенностей сознания учащихся, их интересов и т.д.;
  •    необходимо учитывать негативный опыт в области духовно-нравственного воспитания.

Современная школа

Духовное совершенствование требует для саморазвития времени и свежести сил.

Педагогика прошлого боялась перегрузки учащихся. Считалось великим грехом замутить ясность духа, заглушить наскоро заглотанным и полупереваренным знанием жажду познания мира.

Что из себя в этом отношении представляет в наше время школа?

Современная педагогика, к сожалению не только не знает о духовной стороне духовно-нравственного воспитания, но и фактически не занимается воспитанием детей в мирском смысле этого слова. Главная задача современной школы – как можно больше загрузить ум школьника знаниями. Причем эта «загрузка» порой превышает все разумные пределы. Для примера приведу небольшой отрывок текста из учебника по природоведению для 5-го класса. Сам по себе предмет как нельзя лучше способствует непоседливому и любознательному возрасту пятиклассников. Что же предлагает этот учебник?

Магматические горные породы – гранит, базальт и другие – составляют до 60% объема земной коры. Они образовались в результате остывания магмы.

Осадочные горные породы формируются при накоплении обломков других горных пород или остатков организмов на поверхности суши или на дне океана. К ним относятся: песок, глина, мел, известняк.

Метаморфические горные породы образуются из магматических и осадочных горных пород, подвергшихся воздействию высоких температур и давления (мрамор, кварцит, гнейс и другие).

(Природоведение. 5 класс. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Рекомендовано министерством образования РФ. М., «Дрофа», 2000.)

Не берусь судить о том, насколько нужны такого рода знания детям пятого класса, но так изложенный предмет, очевидно, не только не будет способствовать духовному становлению учащихся, но и может отбить у детей всякую охоту к обучению.

Познакомился я с этим отрывком, когда моя дочь-отличница подошла ко мне чуть ли не в слезах со словами: «Папа, я не могу это выучить».

Как влияет такая интенсивная загрузка ума наших школьников на их духовное состояние?

Очевидно, что для нормального духовно-нравственного развития необходимо гармоничное сочетание интеллектуального знания и духовной практики. Перекос в любую сторону приводит к негативным последствиям:

«Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть» (Каллист Катафигиот).

Следствием этого перекоса являются не только проблемы духовного плана, но и существенное ухудшение здоровья учащихся:

«Согласно медицинским исследованиям, почти 90 процентов школьников Москвы испытывают перегрузки и нервное истощение, которые способствуют развитию у детей язвы желудка, гастрита, астмы и приводят к ухудшению зрения…»*

«…Здоровье Российских школьников за последние 10 лет значительно ухудшилось из-за загруженности школьной программы, обращала внимание на проблему еще в апреле директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольга Шарапова. «Из-за модернизации образовательного процесса сегодня загруженность детей в школе привела к тому, что их здоровье, особенно психическое, резко ухудшилось», – сказала она. По ее словам, если раньше патологии регистрировались у трех из десяти обследуемых первоклассников, то сейчас 50% школьников имеют патологию желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистой системы, «а заканчивая школу, ученик имеет по 2-3 заболевания».* 

Очевидно, что наша современная школа вносит свою немалую лепту в оскудение духовного потенциала учащихся. И при существующем положении дел совершенствование программ и методик преподавания может обернуться еще большей бездуховностью молодежи.

* http://newsru.com  6.09.2005. Сведения руководителя центра практической психологии образования Московского городского психо-педагогического университета (МГППУ) Марины Зиновьевой.

        Возможности применения опыта духовно-нравственного воспитания в
общеобразовательных учебных заведениях

Как было сказано выше, для того, чтобы произошло духовно-нравственное становление человека, с точки зрения православия необходимо свободное, искреннее желание человека строить свою жизнь в соответствии с духовными законами, положенными Богом в основание мироздания и направленные действия на усвоение (стяжание) Божественной энергии – благодати Святого Духа, которое достигается через таинства, молитву, богослужения, доброделание.

Очевидно, что применить имеющийся опыт духовно-нравственного воспитания в его описанной форме при введении курса ОПК в общеобразовательных учебных заведениях не представляется возможным по многим причинам, главные из которых следующие:

  •    с юридической точки зрения этого не позволяет сделать существующее законодательство;
  •    с духовной точки зрения это нецелесообразно, поскольку духовное совершенствование – это дело свободного выбора каждого человека, любое «подталкивание» в этом направлении может не только не дать результатов, но и вызвать негативную реакцию.

Поэтому, задачей курса ОПК является раскрытие сути и красоты Православия, ознакомление учащихся с нашей культурой, возросшей на благодатной почве Православия, предостережение от лжедуховности. Это даст им возможность сделать мировоззренческий выбор, определиться, по каким морально-этическим нормам им строить свою жизнь.



* Психологический словарь. М., «Политиздат», 1990.

** Педагогика – от греческого pais (дитя) и ago (веду) – детоводительство.

* В терминологии православных подвижников – получение, усвоение.

* Климент Александрийский (II-III в.в.), «Педагог».


opkult@narod.ru
Сайт находится в стадии разработки

Hosted by uCoz