Спаситель благословляет детей основы православной культуры

личная страничка протоиерея Виктора Дорофеева

...........................................................................................................................................................................................

на главную страницу
email
контакты
страница загрузки
книги-заказ
-

Желающие приобрести учебно-методический комплект для 1-го класса по курсу «Основы православной культуры» авторов протоиерея Виктора Дорофеева и О.Л.Янушкявичене могут обратиться к ссылке КНИГИ-ЗАКАЗ

Выбор программы

Отсутствие единой программы приводит преподавателей к необходимости разработки собственных программ. Многие программы, по словам разработчиков, дают хорошие результаты – дети по ним с удовольствием учатся. Однако это не может быть главным критерием доброкачественности программы. Талантливый педагог может любой другой предмет преподавать так, что детям будет интересно. Необходимо, учитывая специфику предмета, продумать основные принципы построения программы, позволяющие в результате изучения предмета достигнуть цели: духовно-нравственного становления учащихся.

Главными из этих принципов представляются следующие:

1. Христоцентричность. Одной из проблем, возникающих при введении предмета «Православная культура», является нежелание руководителей образования разрешить преподавание по слишком, по их мнению, богословской программе или, как говорят, программе «Закона Божьего». Подход к оценке простой – если есть темы о Иисусе Христе – это «Закон Божий», если большинство тем о храмах, прикладном искусстве и т.п. – это программа культурологическая. Объяснение отличия «Закона Божьего» от предмета «Православная культура» директора Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкина было приведено ранее, мне хотелось лишь обратить внимание на очевидную несостоятельность такого подхода. Исток, фундамент нашей культуры – Православие. Поэтому совершенно очевидно, что невозможно изучать производное – культуру, – основательно не изучив ее источника, основания. В конце концов, к сокровищам общечеловеческого культурного достояния относится Библия, с основными положениями которой должен быть знаком каждый образованный человек. Да и, собственно, чего боятся противники таких программ? Почему имя Иисус Христос стало запретным? Одна из главных причин, думается, – страхи что-либо говорить о религии, оставшиеся еще с атеистических времен. Хотя сейчас времена уже совсем другие и учащимся не только можно, но и, согласно декларированным в законе об образовании положениям, нужно говорить о нашей национальной православной культуре, о ее основании – Православии и об Основателе христианства – Иисусе Христе. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса, культурологическим, историческим, либо каким другим, базироваться он должен на Личности Иисуса Христа и Его учении, это – основная образовательная линия.

 2. Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним с раскрытием их с разных сторон и углублением понимания их смысла.

3. В Библии представлены два уровня нравственности: нижний – уровень жесткого закона («десяти заповедей»), верхний – уровень любви (нравственность Нового Завета). Очевидно, для каждого человека, в зависимости от того, на какой ступеньке нравственности он стоит, нужны и разные средства воспитания. Для кого-то это закон десяти заповедей, для кого-то – заповедь о любви. Поэтому в программе должны быть представлены достаточно полно оба уровня нравственности с акцентом на учение Иисуса Христа о любви.

4. Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу должен быть включен необходимый минимум знаний. Темы должны раскрываться глубоко, образно и по возможности сопровождаться нравственными приложениями.

5. Учет возрастных особенностей детей.*

Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

                   I. Уровень принятия морали авторитета:

·      принятие морали родителей;

·      принятие морали учителя.

                 II. Уровень принятия морали социума:

·      принятие морали сверстников;

·      принятие морали общества.

              III. Уровень автономной совести.

·      сомнение в существующих нравственных ценностях;

·      собственный выбор системы ценностной иерархии.

Существование этих уровней очень понятно с точки зрения христианской антропологии.

Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то,  что он будет  выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.

Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15 – 16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста.

В связи с этим, предлагается строить программы следующим образом.

Младший школьный возраст полностью открыт педагогу. Поэтому в начальной школе предлагается говорить о самых высоких духовных источниках, накопленных человечеством. Таковыми являются Священное писание, а также традиции церковной жизни, свято хранимые русской культурой.

В средней школе подросток нуждается в движении, в жизни «сообща». Поэтому необыкновенно возрастает необходимость внеклассной работы, желательны краеведение, исторический материал, героические примеры. Также, в силу эгоцентричности подросткового возраста, желателен курс по христианской этике, обращенный на подростка.

В старшем школьном возрасте – возрасте выбора, личность педагога должна отойти в сторону, и на первое место должна встать проблема, формулируемая на уроке. Соответственно стиль преподавания должен стать не историческим, а литературно-философским.

6. Учет состояния сознания современного школьника, основные особенности которого следующие:

·  Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников* верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности, теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную Дарвиновской теорию происхождения мира.

·  Современные школьники, как правило, мыслят в чисто земных категориях и не способны разобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. Поэтому в курсе ОПК необходимо предложить по возможности всесторонний обзор современных жизненных проблем с их духовно-нравственной оценкой.

·  Еще одной из характерных черт сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой и прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.

7. Учет интересов современного школьника.

Как показывает практика преподавания курса ОПК в общеобразовательных школах, дети всех возрастных групп с интересом изучают курс. Однако для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях. Уклонение курса в углубленно-богословскую, культурологическую, либо другую сторону может привести к потери актуальности и интереса к этим темам, и, следовательно, к снижению эффективности курса. Таким образом, курс должен быть построен так, чтобы в результате его изучения учащиеся, помимо прочего, на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы.

8. Учет содержания существующих в настоящее время школьных программ. (Это необходимо для того, чтобы исключить повторения изучаемого материала, поскольку некоторые темы православной культуры даются в общеобразовательной программа. Кроме этого, желательно продумать взаимосвязь курса ОПК и школьных предметов.)



* Возрастные особенности детей написаны О.Л. Янушкявичене.

* З.И.Пейкова. «Духовный портрет русской молодежи». «Радонеж» № 1-2, 2001.


opkult@narod.ru
Сайт находится в стадии разработки

Hosted by uCoz