Спаситель благословляет детей основы православной культуры

личная страничка протоиерея Виктора Дорофеева

...........................................................................................................................................................................................

на главную страницу
email
контакты
страница загрузки
книги-заказ
-

Страница в стадии разработки.

Общественное мнение

Одним из немаловажных факторов эффективности курса является общественное мнение. Негативное отношение к предмету со стороны коллег-педагогов, родителей может существенно понизить результативность обучения, а то и свести на «нет» усилия педагога. Опросы родителей и детей, учащихся в школах Ногинского района, показали, что отрицательное мнение о предмете ОПК в школах, где он не ведется, втрое выше, чем там, где предмет введен. Очевиден вывод: негативное отношение нередко бывает по причине неинформированности о целях и задачах предмета, из-за стереотипов по отношению к Церкви, пришедших к нам из атеистических времен. Поэтому педагогам, родителям, населению необходимо постараться донести смысл предмета, его важность через средства массовой информации, конференции, беседы, совместные мероприятия.

Как преподавать?

Как и в любом другом уроке при преподавании предмета «Основы Православной культуры», используются общеизвестные формы и методы работы с учащимися. Хотелось бы обратить внимание лишь на две формы работы.

1.    Экскурсионно-паломнические поездки. Практика показывает, что живое, наглядное знакомство с внутренней жизнью храма или монастыря, святынями, храмовой архитектурой, иконами, росписями оставляет неизгладимое впечатление в душах детей. Некоторые преподаватели считают, что одна такая поездка по своему значению и воздействию на детей приравнивается к нескольким урокам, проведенным в стенах школы. Желательно, чтобы к поездке дети были подготовлены – изучили историю монастыря или храма, в который предполагается поездка, познакомились со святынями, с архитектурными особенностями, иконами и росписями. Возможно проведение урока (по согласованию с настоятелем) на территории монастыря или храма (например, урока о монашестве, смысле жизни, храмовой архитектуре и т.п.). Детям нужно рассказать о положенной форме одежды, а также о правилах внешнего благочестия на территории монастыря или прихода, не обязывая их все выполнять (например, креститься, заходя в храм, прикладываться к иконам), при этом обратив внимание на необходимые правила (соблюдать тишину, не заходить в неположенные места и т.д.). Хорошо заранее договориться об экскурсии, встрече со священником или одним из насельников монастыря. Можно предложить детям заранее приготовить интересующие их вопросы или подготовить детей к тематической беседе. По окончании поездки, особенно если она дальняя, можно организовать обед на природе.

2.    Весьма полезной может быть и работа на краеведческом материале. Здесь возможны классные занятия по изучению истории монастырей, храмов, часовен (в том числе и уничтоженных), святых источников родного края; жизнеописаний местных святых и подвижников благочестия, составление исторических справок, альбомов, на основании имеющейся литературы, по возможности, архивных материалов, рассказов старожилов и очевидцев тех или иных событий.

Кроме классной, желательна работа на местах – выезды в монастыри, храмы, к святым источникам, места, где ранее находились монастыри, храмы, часовни, в настоящее время уничтоженные. По возможности, можно организовать добровольные трудовые отряды,   занимающиеся благоустройством территории у святых       мест, источников; установкой памятных крестов (по согласованию со священноначалием) на местах разрушенных монастырей, храмов, часовен, на местах подвигов, мученичества подвижников и мучеников.

Практика выявила и ряд наиболее характерных ошибок, встречающиеся при преподавании предмета «Основы Православные культуры» Некоторые из них следующие.

1.     Иногда встречается мнение, особенно у преподавателей из церковной среды, что значимость материала предмета столь высока, что для детей предмет будет интересен и значим в любой форме изложения, даже в лекционной. Это совсем не так. Значимость материала конечно, весьма высока, но и эти уроки, как и любые другие, должны строиться по всем основным принципам педагогической науки, с привлечением всех возможных методических средств. Больше того, думается, что именно значимость материала должна подвигать преподавателя готовиться особенно тщательно к уроку, чтобы дети усвоили материал глубоко, без искажений, с интересом, который зажег бы в их душах искорку желания использовать полученные знания в жизни. Даже если урок той или иной тематики преподавателем уже неоднократно проводился, очевидно, каждый раз перед уроком необходима подготовка. Опыт учителей, не один год преподававших предмет, показывает, что идя на урок необходимо не только знание материала, урок нужно еще пережить, прочувствовать; нужно, живое чувство, сопереживание тому, о чем учитель говорит учащимся. Тогда и у учащихся возникнет активное чувство сопереживания и интереса. Иначе может быть получен отрицательный результат – дети, изучив определенный объем знаний по этому предмету, потеряют интерес и к предмету, и к духовной жизни.

2.     Одна из обязательных сторон воспитания и образования в православных учебных заведениях (гимназиях, воскресных школах) – молитва перед началом и по окончании уроков, участие детей в богослужении. Иногда преподаватели сетуют, что в светских учебных заведениях из-за существующих юридических норм этого сделать невозможно. Думается, это делать и нецелесообразно. Причины тому следующие. Молитва лишь тогда приносит плод, когда человек читает ее сознательно, добровольно, с верой. И, очевидно, человека нельзя заставить молиться, если он этого не сам не захочет. «Невольник – не богомольник». Поэтому молитва уместна лишь тогда, когда все дети исповедуют Православие и все хотят молиться. В настоящее время такая ситуация маловероятна. Если вынудить молиться всех, то часть детей будет лицемерить, возможно и посмеиваться над теми, кто молится. Весьма вероятно и то, что в классе будут дети и не верящие в Бога, и дети иных вероисповеданий. Как им поступать? Постоять молча в сторонке? Но какое чувство это вызовет в их душах? То, что они не такие как другие в классе? Будет ли это положительным примером как для детей других вероисповеданий, так и для детей, исповедующих Православие? Думается более целесообразным рассказать детям о молитве, ее значимости, глубине, силе, о правилах общественной молитвы и представить детям возможность самим решать, нужна им молитва или нет.

3.     Каждый преподаватель имеет свою близкую, наиболее им изученную область знаний. При преподавании предмета «Основы православной культуры» эти знания нередко используются (например, в области истории, культурологи). Само по себе это хорошо, но при этом возникает опасность того, что будет во всем предмете освещена, пусть и очень профессионально, лишь одна сторона предмета. При этом такой подход оправдывают тем, что дети к предмету проявляют большой интерес. Это, однако, вовсе не означает, что при этом достигается главная цель – духовно-нравственное воспитание детей. В результате такого преподавания у детей может сложиться впечатление, что Православие – это, например, архитектурные памятники, шедевры иконописи, если курс с культурологическим уклоном, либо Церковь – это организация, определенным образом реагирующая на исторические события, если курс с историческим уклоном. Конечно, в курсе могут преимущественно освещаться те или иные темы, однако он в целом должен дать достаточное представление о всех основных сторонах Православия.

4.     Для лучшего усвоения материала учителя нередко дают детям немалые домашние задания. Само по себе желание дать детям глубокие знания хорошо, но при этом не следует забывать, что дети в настоящее время перегружены школьной программой. Поэтому предмет ОПК при неумеренном усердии преподавателя может для ребенка превратиться в дополнительную обузу. Практика показала, что достаточно благополучные дети иногда отказываются от посещения уроков ОПК из-за того, что не хватает времени делать домашние задания, а без них на урок они идти не хотят. Поэтому представляется целесообразным все задания по возможности делать на уроках, а если и даются домашние задания, они должны быть небольшими и, по возможности, иметь творческий характер.

5.     В настоящее время существует множество программ по которым уже в течение ряда лет работают преподаватели. Несмотря на достоинства ряда программ, все они имеют экспериментальный характер. Поэтому представляется целесообразным самим преподавателям, исходя из практического опыта, подумать над совершенствованием программы и предложить внести в нее некоторые коррективы и, при необходимости, скорректировать само изложение предмета. Сделать это представляется полезным не только в случае несовершенства программы, но и в том случае, когда дети в конкретном классе не успевают усвоить материал, либо он для них и так известен, либо к той или иной теме они проявляют особый интерес.

Оценка знаний учащихся

По этому поводу существуют разные мнения. Некоторые считают, что для предмета, ставящего целью духовно-нравственное воспитание, оценивание знаний учащихся может сыграть негативную роль. Другие считают, что в данном случае система оценивания не должна отличаться от обычной. Одну и другую точку зрения можно понять. Действительно, можно ли ставить низкую оценку ученику, если он забыл главную заповедь о любви? С другой стороны, как показывает опыт, дети сами хотят, чтобы их труд был оценен, да и оценивание, как правило, стимулирует учебный процесс.

У нас в России есть многолетний опыт преподавания духовных дисциплин в школах, до революции это был Закон Божий. Приобщимся к этому опыту:

«Ты преподаешь детям Закон Божий… Больше всего берегись делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит – в ребенке обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно должно быть для совести разбирать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступить с речами о евангельских словах к детям и вызвать у них ответы – для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, но, когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифирные отметки за ответы на вопросы, иногда неловкие и непонятные ребенком, вызывая волнение и слезы, – грех принимают себе на душу экзаменаторы – и можно сказать о них: не ведают, что творят с душою ребенка.

Есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединенное с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы. Как будто нечего больше желать и требовать для нравственной цели, – как иметь наличность той или другой цифровой отметки за ответы в предмете, называемом Законом Божиим. Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания. Результаты такой постановки учения – поистине чудовищные. Я видал учебники, в которых по пунктам обозначено, что требуется для спасения души человека – и экзаменатор сбавляет цифру балла тому, кто не может припомнить всех пунктов… Где тут разум? Где нравственность? Где, наконец, – и, прежде всего, – вера, о которой мы лицемерно заботимся?» (Обер-прокурор Священного Синода К. Победоносцев).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский преподавал много лет в реальном училище Закон Божий. Он спрашивал только тех, кто хотел отвечать. Тех, кто отвечать не хотел, он никогда не принуждал и не стыдил. Ставил только четверки и пятерки.

Какой смысл такой системы?

Главное – вложить в душу ребенка любовь, и с помощью этой системы оценивания, очевидно, реализовать эту задачу можно наиболее эффективно.

Таким образом, система оценивания, очевидно должна быть применена, но целью ее должно быть не столько оценка знаний, сколько возжигание любви в сердцах детей и стимуляция дальнейшего познания.


opkult@narod.ru
Сайт находится в стадии разработки

Hosted by uCoz